На Святой Земле

Литературно-публицистический альманах

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Людмила Береснева

Звезда Вифлеема
Автор: Людмила Береснева

Туристический автобус мчит по опустевшим в субботу дорогам Иерусалима, объятого утренним покоем. Наш путь лежит в Вифлеем. Дорога причудливым серпантином вьется куда-то вверх. За окном – освещенный солнцем зеленый мир. И вдруг взгляд упирается в серую разграничительную стену, отделяющую Израиль от Палестинской автономии. Автобусу дорогу преграждает шлагбаум контрольно-пропускного пункта. Напряженная тревога охватывает всех. Уверенно в автобус входит израильтянка в военной форме с автоматом – проверка паспортов. Пронзительный плач четырехлетнего Йосика из Украины оглушил всех. «Я боюсь! Боюсь ее!» – кричит малыш. Отец успокаивает сына, но безутешны слезы испуганного ребенка.
Наконец проверка окончена. Автобус въезжает в древний Вифлеем. Но вновь неожиданная для нас остановка. Гид объясняет, что израильскому автобусу дальше путь закрыт, а за нами сейчас приедет палестинский автобус с палестинским экскурсоводом.
То же яркое солнце. Та же Святая Земля, но чувствуется человеческая отчужденность и неприятие.
Минуты ожидания. И вдруг до слуха доносится тонкий голос дудочки. Черноглазый кудрявый мальчик-палестинец лет семи выводит на ней простую мелодию. Йося замер перед юным музыкантом. И вот малыш протягивает руку, в которой его любимая машинка, другой же тянется к дудочке. Застенчивая улыбка палестинца. Он открыл пакет и дал Йосе новую дудочку и показал смышленому не по годам Йосику, как играть на ней.
Смотрю на людей, наблюдающих эту сцену, добрая улыбка освещает их лица.
Подъехал палестинский автобус, кружим по узким улочкам Вифлеема. Наконец перед нами – огромный храм Рождества Христова. Низко склоняюсь, входя во «врата смирения». Звучное многоязыкое эхо разносится по храму. Минуя древние колонны, приближаюсь к пещере, где родился Иисус.
Останавливаюсь в изумлении… Передо мной лик Божьей Матери, но как он не похож на те, которые я помню! Нет в ее облике скорбной печали. Это образ совсем юной матери, как будто еще не знающей о будущих земных страданиях своего сына. Первый раз в жизни вижу икону, где Богоматерь светло и нежно улыбается. Припадаю к образу, а в сердце вспыхивает воспоминание о том давнем дне, когда я впервые взяла в руки своего младенца и испытала безмерную радость, что пришел в мир мой сын.
Медленно спускаюсь по крутым ступеням, чтобы поклониться тому святому месту, где был рожден Спаситель. Пятнадцать неугасимых лампад ярко освещают серебряную звезду. Невольно приходят на память строчки И.Бродского:
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
Прикасаюсь к Вифлеемской звезде рукой – пальцы чувствуют ее тепло.
Полуденный звон колокола.
Стою у храма среди моих попутчиков, люди задумчивы и, кажется мне, потрясены увиденным и прочувствованным.


О чем рассказали оливы
Автор: Людмила Береснева
 
Гефсиманский сад. Я никогда не видела таких огромных, в два охвата олив. Узловатые их ветви покрыты узкими серебристыми листочками, из-под которых выглядывают еще незрелые плоды. Говорят, что эти древние оливы, давшие мне в знойный день спасительную тень, были свидетелями скорби души Иисуса. Молитва Христа в Гефсиманском саду – сюжет многих произведений живописи и поэзии. Известны стихотворения об этой трагичной ночи И.Никитина, А.Апухтина, А.Хомякова, особенно поэтичны, как мне кажутся, строки И.Бунина и Б.Пастернака.
Но только Гефсиманский сад дал мне возможность почувствовать внутренний мир, глубину душевных противоречий, остроту борений между Божественным и человеческим в душе Христа. Именно здесь, в Гефсиманском саду, мне довелось внутренним взором увидеть образ Христа в его душевной открытости.
В шелесте листьев олив Гефсиманского сада мне слышалась страстная мольба Христа, сердце которого испытывало жгучую тоску о предстоящих испытаниях:
«Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». (Мк, 14, 36)
В этих словах звучит такое понятное всем людям желание избежать страданий и позора казни на кресте. И все же, пройдя через мучительные сомнения, Иисус твердо примет выстраданное решение – завет Отца:
«Отче Мой!если не может чаша сия миновать Меня…,да будет воля Твоя».(Мф,26, 42)
Меня поразило, насколько сильным было душевное напряжение молящегося Христа: кровавый пот Иисуса в Гефсиманском гроте прожег камни на месте его молитвы.
Теперь рядом с Гефсиманским садом высится громада католического храма Всех Наций, двенадцать куполов которого украшены гербами стран, участвовавших в его строительстве. В храме всегда полумрак, символизирующий трагизм той зловещей ночи. На месте, где Иуда предал Учителя, лежит перед алтарем камень, как будто тускло освещенный лунным светом. И вспоминаются строки:
И месяц плыл над Гефсиманским садом,
Как занесенный над землею нож. (А.Дементьев)
На стенах храма – картины, изображающие моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды, арест Иисуса. И вдруг я остро ощутила, что среди этих картин так не хватает впечатляюще совершенных по мастерству и силе воздействия на зрителей полотен великих русских художников: В.Перова, А.Иванова, Н.Ге, А.Куинджи, – по-разному, но художественно мощно отразивших один из трагических моментов душевных мук и сомнений Христа здесь, в Гефсимании.
Выйдя из храма, долго смотрю на освещенные солнцем оливы. Увижу ли когда-нибудь еще вас?


Виа Долороза
Автор: Людмила Береснева

Черное южное небо над Иерусалимом усыпано яркими сверкающими звездами. Город погружен в спасительную прохладу ночи. Тревожно на сердце: завтра мне предстоит пройти Крестный путь Христа по Виа Долороза.
Коротка летняя ночь. Вновь с утра палит солнце. Автобус подъехал к Львиным воротам Иерусалима. Именно здесь 2.000 лет назад Богоматерь, находясь в разъяренной толпе, увидела избитого в терновом венке своего сына и услышала злобные вопли: «Распни! Распни!» Хотя и знала она, что настал тот час, когда Иисус должен пострадать за все человечество, искупив его грехи, но как только прозвучал приговор, бросилась она к Понтию Пилату просить пощады – прокуратор же был неумолим. Во дворе римской крепости Антония возложили на плечи Христа тяжелый кипарисовый крест и погнали на Голгофу.
Сегодня я иду по тем древним плитам, которыми выложена скорбная дорога, ведущая в мусульманский квартал, по обе стороны которого шумит, как и тогда, восточный базар. Сейчас там, где изнемогающий под тяжестью креста Иисус останавливался, каждая из девяти остановок на Крестном пути до Голгофы отмечены часовнями или храмами.
Вот перед нами церковь, на барельефе которой запечатлен тот момент, когда Богоматерь успела обогнать кротчайшей дорогой скорбную процессию, чтобы еще раз взглянуть на своего сына, дать ему понять, что они в тяжелом испытании вместе.
От этой церкви дорога делает крутой поворот. Римские воины были раздражены, что пленник так медленно движется к Голгофе, поэтому заставили проходящего мимо крестьянина Симона взвалить на свои плечи крест, а изможденный Иисус получил кратковременную передышку, и на фасаде дома около входа в часовню остался след от его руки, когда Христос устало оперся на стену, и люди верят в подлинность этого знака.
Дорога вновь пошла на подъем. И вот скромная часовенка в честь милосердной женщины Вероники, которая не побоялась плетей римских легионеров и отерла платком кровь и пот с лица Христа – и на платке запечатлелся Его лик. Были еще остановки на этом печальном пути, где Иисус несколько раз падал под тяжестью Креста, где утешал плачущих иерусалимских женщин.
Но вот и Голгофа, тут с него содрали одежду и пригвоздили к Кресту. Безмерны страдания сына и матери на Голгофе, где он мучительно умирал на Кресте три часа, и в немом молчании разрывалось сердце матери, видящей страдания сына и желающей, чтобы он их преодолел. Путь на Голгофу – это путь мучительных страданий двоих – Сына и его Матери.
В память о страданиях Христа сейчас на этом месте Храм Гроба Господня. Я много раз видела изображения трагической сцены распятия Христа на картинах великих художников, но именно здесь, находясь на Голгофе, ощущаешь особенно остро весь трагизм этого ужасного события. На Голгофу ведет крутая лестница. На месте, где стоял некогда Крест, сооружен беломраморный престол. Отверстие от Креста обрамлено серебряным кругом. Слева и справа видна скала, через которую, извиваясь, проходит трещина, рассекшая гору в минуту кончины Христа.
У основания Голгофы лежит розовый камень, на котором Иосиф и Никодим совершили миропомазание тела Христа. Весь Храм Гроба Господня поделен между шестью конфессиями, но это святое место принадлежит всем церквям. Припадаю к этому священному камню, чувствую запах ладана.
Вливаюсь в многонациональную толпу, которая плотным, широким кольцом окружила гробницу Иисуса, и ощущаю удивительное чувство единения, которое незримыми нитями связывает людей. Медленно течет людская река. И вот я оказываюсь у мраморных узких дверей в пещеру. На левом косяке входа изображение печально склонивших головы жен-мироносиц, а на правом – архангела Гавриила, утешающего их. Над входом надпись на греческом, но все давно знают эти известные слова: «Что ищете живого среди мертвых? Его здесь нет. Он воскрес». Низко склоняюсь и вхожу в пещеру. Перед глазами – белое мраморное ложе, залитое огнем лампад, на котором покоилось тело Христа. Прикладываю нательный крест к священной плите, взываю Господа помочь моим близким, которым не удалось поклониться этому святому месту.
Выхожу и опаляю принесенные свечи на священном пасхальном огне.
Душа верит, что не напрасны были мучительные страдания Божьего Сына и его Матери в спасении человечества.